Мне недавно задали такой вопрос: человек средних лет идет уже какое-то время по духовному пути и сейчас стоит перед выбором, как жить дальше: если уйти в отречение, то родственники будут недовольны, загрызут, если жениться и создавать семью, то это и поздно, и уже неинтересно. Как поступить?
То есть семейная жизнь – поздно и неинтересно, а с другой стороны, если уходить в отречение, то загрызут родственники. И то, и то – плохо. Ситуация точно такая же, как в начале «Бхагавад-гиты». Арджуна находился в той же ситуации: идти на работу – плохо, потому что родственники погибнут, не идти на работу – ещё хуже, потому что позор, а позор для кшатрия ещё хуже, чем смерть. Как поступить?
Вроде, знаете, когда человек задаёт такой вопрос, вариантов-то больше нет: и тот нехороший, и этот нехороший, и вопрос: «Какой из этих нехороших вариантов выбрать?» Ни тот, ни другой. Есть третий вариант, который Арджуне дал его духовный учитель. Он сказал ему, что тебе нужно поступить так, как будет хорошо для твоего духовного развития, для твоих взаимоотношений с Богом.
Духовная жизнь – это не отречение и не семейная жизнь, это то, что помогает получить опыт взаимоотношений с Богом. Мы часто слышим эти слова – «опыт взаимоотношений с Богом», но у нас мало личного понимания, что это такое. Но этот опыт действительно возможно получить, это действительно развиваемо, и это то, чему учат нас святые в разных традициях. И вот то, что благоприятствует развитию этого духовного опыта, называется духовной жизнью.
Смотрите, чем продиктованы эти два варианта: отречение или семейная жизнь? Один – мне не нравится семейная жизнь, а другой – я хочу удовлетворить родственников, а удовлетворяя родственников, я хочу удовлетворить себя. И то и другое – это переживание о себе, это моё представление о том, как нужно и как не нужно поступать.
Какое же решение даёт «Бхагавад-гита»? Критерием принятия какого-то варианта развития жизни должно быть не то, что нравится мне или моим родственникам, а то, что благоприятствует моему духовному развитию. И в этом может помочь духовный учитель.
Если я уже встал на духовный путь и мне нравится развиваться в этом направлении, приближаться к опыту общения с Богом, то надо спросить духовного наставника, что конкретно для меня будет лучше, какой уклад жизни будет лучше для моего духовного прогресса.
Это индивидуальная вещь, нужно конкретно разбираться в ситуации. Для кого-то хорошо, когда есть семейная жизнь, когда есть поддержка близких людей. Для кого-то будет лучше отказаться от этого. Разные есть варианты, но критерий один: как будет хорошо для моей духовной практики.